Диверсификация между матрасами
Работа над ошибками
Инвестирование в наши дни требует трезвого взгляда на вещи и анализа похожих кризисов, которые были ранее в истории, но забыты. Речь, конечно, идет о великой депрессии и известном японском кризисе, который по своей структуре и развитию сильно напоминает то, что происходит сейчас в мире. Хотя сейчас это в большем масштабе. Суть проблематики в том, что в Японии (как и сейчас в мире) происходит не только кризис финансовый, а довольно глубокий кризис переоценки активов. Если пояснить на пальцах, как такой кризис разворачивается, то получится следующая картина. Низкие процентные ставки влекут (и подталкивают) чрезмерное кредитование, злоупотребление кредитованием. Чрезмерное кредитование надувает пузырь, который должен лопнуть. И он лопается, и вернуть этот пузырь уже нельзя, потому что запускается порочный понижательный круг следующего сценария:
- Цикл начинается тогда, когда низкие ставки держатся достаточно долго. И люди начинают думать, что такие ставки будут всегда. В итоге, компании получают стимул инвестировать в маргинальные рискованные бизнес-проекты. Физические лица берут недвижимость в кредит (часто закладывая ее банку), а также покупают акции, яхты, дорогой отдых, и в итоге, еще больше недвижимости.
- Затем (для многих неожиданно) начинает падать стоимость активов, но долг в размерах почему-то не уменьшается. Это создает проблему баланса завышенной оценки.
- Видя это, компании меняют стратегию. Вместо максимизации прибыли начинают думать о возврате долгов. Физические лица переключаются от чрезмерного потребления в режим экономии. Компании сокращают инвестиции и рабочие места, люди меньше тратят и пытаются больше копить. В этих условиях до того, как не выплачены долги, низкие ставки не могут стимулировать инвестиции и потребление. Традиционные экономические теории, включая кейнсианство и монетаризм, не моги объяснить такое явление, пока не случился такой системный кризис я Японии, и не было возможности трезво анализировать причины.
- Так как компании и люди делают то, что лучше для них лично, но хуже для экономики в целом (ошибка потребления), то начинает разворачиваться порочный круг. Экономика (и ВВП) берет понижательную тенденцию, цены активов падают, что усугубляет проблемы, потому что и доходы падают. Не снижается только долговое бремя. В итоге круг проблем замыкается.
- Происходит дефолт должников все в большем масштабе (и компании, и люди банкротятся). Возникают невозвратные долги, токсические активы, и это заставляет банки свернуть кредитование, а также оказывать все большее давление даже на «хороших» заемщиков
- Стоимость активов (особенно акций и в меньшей степени недвижимости и иных активов) еще сильнее падает, потому что люди и компании предпринимают все больше попыток продать активы им вернуть долги.
- Центробанк пытается решить нарастающие проблемы, применяя монетаристские методы регулирования. Но это не дает результатов, потому что никто не хочет брать кредит, залазить в долги. И даже если бы кто-то хотел брать в долг в нестабильное для оценки активов время, то банки не хотят давать кредит. У банков в это время другие проблемы.
- В итоге возникает «ловушка ликвидности», точка, в которой монетарная политика более не эффективна.
Как же заканчиваются такие системные кризисы переоценки активов?
Так как не работают монетарные методики, то для преодоления порочного круга нужны налоговые (фискальные) стимулы.
- Например, правительство строит мосты и делает тому подобные вещи. Оно покупает металл, дает рабочие места (и различными методами следит за тем, чтобы не терялись существующие рабочие места). Оно поддерживает спрос.
- Со временем частный сектор будет иметь возможность отдать долги, потому что компании могут продолжить продавать товары и услуги. Это даст им прибыль рассчитаться с банками. Со временем, компании сделают свои долги управляемыми. А люди сохранят рабочие места, и урезав потребление, со временем выкупят свои закладные, погасят доги по кредитным картам, ссуды на автомобили, и так далее
- Тем временем, займы правительства увеличивают предложение денег, а частный сектор рассчитывается с долгами. Это предотвращает дефляцию, и таким образом, ведет к выздоровлению экономики.
- Плохо прогнозируемым является лишь фактор времени. Япония выходила из замкнутого круга понижательных тенденций 14 лет, безумные сроки по масштабам человеческой жизни. Но это реальность, данная нам в ощущениях. Во всяком случае, ведущие специалисты управления активами Цюриха, Женевы и Лондона сходятся во мнении, что выздоровление после финансового кризиса начнется неравномерно с 2011 года, и это по самому оптимистическому сценарию. А на вторую половину 2009 года скорей всего придется последний виток углубления кризиса.
Рекомендуем прочитать: Финансовый кризис
Опубликовано 13.02.2009
БЕСПЛАТНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
*Поля обязательны для заполнения